Зачем Лях обманывает жителей Славянска?

Позавчера ряд изданий Славянска1 опубликовал данные опроса общественного мнения жителей города. По данным опроса, в Славянске с большим отрывом лидирует «Оппозиционный блок» и Вадим Лях. В публикациях указано, что опрос провела компания Компания «VIP-Consulting». Что за странная компания, которая якобы проводила этот опрос и почему этим данным не стоит доверять? Это выясняли активисты движения «Сильні громади Донеччини».

Череда постоянных выборов и манипуляций, к которым прибегают кандидаты научила украинцев фильтровать сообщения, которые касаются избирательного процесса. Слишком часто кандидаты позволяют себе цинично обманывать избирателей и не нести за это никакой ответственности. Поэтому украинцы все чаще не принимают на веру слова политиков, а проверяют их. Мы решили выяснить, что за компания проводила опросы, какой у нее опыт проведения социологической исследований, кто пользуется услугами этой фирмы… Мы зашли на сайт компании VIP-консалтинг, и первым делом зашли в раздел «Команда» – ведь интересно, кто проводил исследование. И тут нас ожидало первое разочарование. Вместо авторитетных социологов на странице «Команда» мы увидели вот такое сообщение:
2
Маловероятно, что авторитетная социологическая компания позволила бы себе такие подходы к обслуживанию своего сайта. В списке услуг, которые оказывает кампания – тренинги, консультации, конференц-сервис, коммуникация и сопровождение в медиа. На сайте указано, что с 2008 года компанией «VIP-Консалтинг» реализовано более 200 проектов в области избирательных технологий, политического консалтинга, разработки корпоративного имиджа, PR, бизнес-тренингов и коучинга.

Однако, как мы не искали социологических исследований, которые проводила эта компания, найти их на сайте не удалось. Опрос, проведенный 17-18 октября, оказался первым социологическим исследованием в портфолио «VIP-Консалтинга».

Известного украинского социолога, руководителя фонда «Демократические инициативы» Ирину Бекешкину возмущает, когда фирмы-однодневки, которые не имеют никакого отношения к социологии, публикуют данные, в которых фигурируют завышенные рейтинги определенных кандидатов. При этом, такие псевдо-исследования существенно расходятся с данными опросов от авторитетных социологических организаций. «В данных, оглашенных в последние дни реальными социологическими фирмами, практически нет никаких разночтений. Они почти совпадают. А если говорить о данных фирм а ля «Рога и копыта», то, конечно, они с реальными результатами совпадать не будут» – рассказала Бекешкина в интервью сайту «Главком». Социолога удивляет, почему журналисты и редакторы украинских СМИ позволяют себе размещать сомнительные опросы, которые не имеют никакого отношения к социологии. Чтобы убедиться, что такой социологической конторы нет, достаточно набрать название в google и посмотреть – отметила Бекешкина.

К слову, в минувшую субботу представители фонда «Демократические инициативы» презентовали в Славянске данны исследования по Донецкой области, которые существенно отличаются от «исследования» VIP-consulting.

Предлагаем сравнить результаты исследования от «Деминициатив»
3

… и «опроса» от VIP-Консалтинг.
4

5
Во втором опросе бросается в глаза аномально высокие показатели поддержки партии «Оппозиционный блок» и кандидата в мэры от этой партии Вадима Ляха. Важно также отметить, что опрос от «VIP-консалтинга» был опубликован на сайте «Деловой Славянск» с пометкой «R -На правах политической рекламы».

Могут ли быть такие рейтинги у “Оппозиционного блока?” Или слайды с такими высокими результатами включены в стоимость услуг компании «VIP-консалтинг» в области избирательных технологий, политического консалтинга, разработки корпоративного имиджа, PR? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить данные показатели «Оппозиционного блока» с данными других известных социологических организаций.

К примеру, в исследовании социологической группы «Рейтинг», проведенном с 3 по 12 октября, у Оппозиционного блока рейтинг в регионе Донбасс составляет 19%. По данным опроса Киевского международного института социологии, проведенного с 17 по 27 сентября, сообщается, что на Донбассе партию «Оппозиционный блок» на местных выборах готовы поддержать 21,1% избирателей. То есть, данные значительно ближе к показателям «Деминициатив» и у «Оппозиционного блока» наблюдается падение рейтинга по сравнению с сентябрем. А у компании “VIP-консалтинг”, рейтинг Оппозиционного блока не просто не падает, а даже в 2-3 раза выше, чем у авторитетных социологических организаций.

Причина таких «перекосов» становится понятной, когда заходишь в раздел «Клиенты». Есть одна черта, которая объединяет их клиентов – это принадлежность к бывшей власти, Партии регионов. Здесь есть и Украинский бизнес банк, который связывали с семьей Януковича, и Снежнянский машиностроительный завод «Мотор Сич», который контролирует регионал Вячеслав Богуслаев. Кроме того клиентом “VIP-консалтинг” является Харцызский трубный завод, который входит в группу «Метинвест» Рината Ахметова. Можно сделать вывод, что к услугам этой фирмы нередко обращались видные регионалы.

В ленте новостей компании “VIP-консалтинг” – в основном перепечатки новостей из разных интернет-изданий. При этом непропорционально много внимания уделяется оппозиционному блоку и его представителям. Здесь можно найти новости и об «оппозиционном правительстве», и о том, что рейтинги оппозиции растут, и о том, что «Оппозиционный блок» на местных выборах намерен победить в восьми областях… Судя по наполнению сайта, компания осуществляет информационное сопровождение функционеров «Оппоблока».

Особенно это интересно в связи с тем, что Вадиму Ляху покровительствует депутат от «Оппозиционного блока» Наталья Королевская. Они совместно проводят агитационные мероприятия с участием пенсионеров, вместе появляются на публичных мероприятиях, даже в газетах рекламируются рядом – на одной странице. Наталья Королевская приложила много усилий для того, чтобы отменить неоднократные решения Славянской городской избирательной комиссии об отказе в регистрации Вадиму Ляху из-за уклонения от декларированя долга.

Сама Королевская накануне парламентских выборов-2012 года прославилась тем, что по данным некоторых фирм-однодневок у партии Королевской был рейтинг, который позволял преодолеть проходной барьер, а авторитетные социологические организации фиксировали рейтинг ее партии в пределах статистической погрешности. Это породило массу насмешек и фотожаб в сети интернет – например, как Наталья Королевская покупает рейтинг в терминалах самообслуживания. Королевская решила судиться с социологами, которые в суд на социологов и с треском проиграла и суд, и выборы.6

Почему команда Вадима Ляха прибегает к таким сомнительным методам убеждения избирателей? Полагаем, разгадка кроется в том, что у Вадима Ляха на самом деле низкий рейтинг, и он рискует не попасть даже во второй тур. Поэтому в дело пошли методы, откатанные покровительницей Ляха – Натальей Королевской, как манипулятивные опросы. Поможет ли это Вадиму Ляху – покажут результаты выборов 25 октября.

Павел Островский, региональный координатор движения «Сильні громади Донеччини»